понедельник, 14 апреля 2014 г.

Эссе

Толковый словарь Ожегова.

эссе 

 - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно 

«ФГОС: готовимся и внедряем. Как помогает проектная деятельность?»




"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".

Бернард Шоу

Дорога в "завтра" началась "вчера"

Учителя по профессионально - временной шкале, на мой взгляд, делятся на три группы: 1) учитель вчерашнего дня – учитель, который «извергает» на головы учеников лавину формул, терминов, определений; 2) учитель сегодняшнего дня – учитель, ведущий ученика по дороге истины, держа его за руку и не давая ему права на ошибку и на самостоятельный шаг; 3) учитель завтрашнего дня – учитель, ставящий проблему или цель перед учеником и далее уходящий в «тень», давая ученику свободу выбора поиска путей решения проблемы. 

Конечно, мы живём «сегодня». Но разве наступит «завтра», если мы не будем думать о нём сейчас и не просто думать, а действовать, учиться сами и учить своих воспитанников тому, что позволит нам войти в «завтра» уверенно и деятельно?      

 Кто-то может и скажет, что сложного в переходе? Используй системно – деятельностный подход в обучении, и ты уже в «завтра». Ты-то шагнёшь в новый день, но в одиночку, а если ученики останутся в дне вчерашнем? Это, думаю, ещё хуже, чем остаться учителем сегодняшнего дня.
     Я стараюсь следовать правилу, которому меня научил мой отец, тоже учитель: если хочешь, чтобы у детей была активная учебно-познавательная деятельность, то учись сама в первую очередь, учись всему и везде. Только знающий учитель, безгранично любящий свой предмет, может повести за собой учеников вглубь познания.
   Мне очень хочется в завтрашнем дне стать учителем «завтрашнего» дня. А поскольку Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, в частности, активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике, то мне тоже приходилось и приходится немало работать над внедрением в свою практику работы новых форм и методов преподавания. Например, начав вводить в учебную работу метод проектов, оттолкнулась от элементов проектной деятельности, потом перешли к небольшим проектам (проектикам) и лишь после этого подошли к значимым и многогранным проектам. 

Так, от проблемы кабинетной пыли и вредных комнатных растений (5 класс) мы пришли к многогранному проекту «Здоровье школьного кабинета», а от «Тайн снежинок» перешли к изучению снежного покрова в проекте «О чём может рассказать сугроб?» (8 класс). Порой проект так захватывает учеников своей исследовательской частью, что проект выходит за рамки одного класса и превращается в общее дело школы. И тогда у учителя появляется возможность расширить рамки использования проектной деятельности для большего числа учеников. А значит, есть возможность уменьшить число потерянных "ломоносовых" среди тех, кого мы, учителя, не заметили или упустили. 

При организации проектной деятельности пришлось мне немало поучиться, чтобы проект не превращался в реферат (доклад), а исследование не подменялось проектом. Конечно, в понимании этой градации немало помогло мне участие в программе «Учимся с INTEL». Ученикам моим помогает их участие в программе «Путь к успеху», где они учатся ставить цель и находить пути её достижения. С нынешними выпускниками уже можно разговаривать на проектном языке, зная, что они понимают, что от них ждёт учитель.       

В чём же плюсы проектной деятельности перед нынешней формой обучения? Проектная деятельность позволяет нам с учениками сотрудничать, развивать творческие их способности, оценивать степень усвоения вопроса в процессе непрерывного обучения, формировать профессионально-значимые умения учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
        Метод проектов труден не только для учеников, но он не менее труден для меня, поскольку меняются мои функции на уроке. Теперь я помощник, партнёр, организатор учебно–познавательной деятельности своих маленьких друзей. Именно друзей, поскольку, если нет взаимопонимания и взаимоподдержки между учеником и мною, то вряд ли у ученика появится потребность в приобретении новых умений и знаний. А значит, основная цель – формирование творческого мышления учеников, так и останется недосягаемой. Важной чертой такого подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.   

Метод один, но его применение в построении образовательного процесса требует учёта индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Это должно проявляться во всех моментах работы, начиная с постановки проблемы. Например, с семиклассниками мы работали над проектом о солнечных пятнах. Может быть, если бы проблема не прозвучала как «Кто запачкал Солнце?», то и заинтересованности на первом этапе она не вызвала бы у ребят. А уже в этом году они решали проблему «Что получит человечество, перейдя на новые энергетические источники?», работая над проектом «Энергия завтрашнего дня».
     Что для ученика значит проект? Для него это возможность раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя, развить коммуникативные качества, найти практический выход своим знаниям, публично продемонстрировать результат своего умственного труда. Иногда не только ученики, но и учитель поражён многогранностью информации, собранной в одном проекте. Вы когда-нибудь задумывались, зачем нужны и нужны ли хвосты животным? А проект, начатый ученицей по биологии, перерос у учеников в проект по физике, над которым сейчас идёт работа полным ходом. Оказывается, что хвосты делятся на опоры, балансиры, пятые лапы, рули, тормозы, карабины, одеяло, маячки, кладовки, черпалки, спасатели, мухобойки, оружие, привлекалочки. И ведь за каждым типом хвоста стоит физика, которая объясняет всё ученику. Вряд ли в его памяти осталась бы информация о физике хвостов, если бы её сообщила я. А самостоятельный поиск ответа на вопрос «Для красоты нужны хвосты. Нужны хвосты для красоты?» позволяет активизировать выполнение требования ФГОС к предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования, включающим освоенные обучающимися 1) умения, специфические для данной предметной области, 2) виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, 3) формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, 4) владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Этот вид деятельности способствует формированию и развитию компетентности ребёнка в области использования информационно-коммуникационных технологий. А это, в свою очередь, даёт ученику возможность применения различных информационных источников в решении поставленной проблемы, расширяет границы общения его с "коллегами" по проекту и не только, учит его работать с разными сервисами, что, безусловно, будет способствовать его адаптации в разных учебных ситуациях.       

Что для учителя означает проект? Основной целью проекта является формирование  творческого мышления учащихся. Проект для учителя – это одно из дидактических средств, позволяющего формировать готовность ученика к саморазвитию и непрерывному образованию, что является одной из составляющих системно-деятельностного подхода в обучении.
   Мне, учителю вчерашнего, сегодняшнего и, надеюсь, завтрашнего дня, необходимо помочь ученику, стоящему на пороге самостоятельной жизни, научиться к этому моменту самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая новые знания, профессии, потому что без этого жизнь может пройти мимо него.    

Конечно, проектная деятельность не отменяет применение всего многообразия форм и методов обучения, выработанных и проверенных десятилетиями. Но новое время, новые задачи, новое поколение требуют внедрения новых методов обучения. То, что проектный метод обладает целым рядом достоинств и преимуществ, - это уже факт, а не гипотеза. Мои ученики, те, кто в школе прошёл через метод проектов, сегодня успешные студенты и подающие надежды молодые специалисты.  Они успешно справляются с задачами разной трудности, умея выстраивать пути их решения. И что может быть для учителя большей оценкой его труда, чем его успешный и счастливый ученик?! 








Комментариев нет:

Отправить комментарий